Бухгалтерский учет имущества предприятия

Имущество – материальные или нематериальные активы, которые находятся в собственности предприятия и используются им в своей деятельности. К ним относятся офисные и производственные постройки, автомобили, инструменты, название компании (ее товарный знак). Понятие имущества и его классификация с точки зрения законодательства подробно раскрываются в Гражданском, Налоговом кодексах, законе №402-ФЗ «О Бухгалтерском учете» и ПБУ.

Чтобы корректно отражать наличие и стоимость имущества в бухгалтерском учете, нужно следить за его состоянием, своевременно составлять первичные документы и платить налоги. Делать это может руководитель компании, штатный специалист или компания, предоставляющая бухгалтерские услуги,  цены на которые иногда даже ниже рыночных. Важно, чтобы учет велся постоянно с момента организации юридического лица, достоверно и обособленно по видам активов.

Классификация имущества

По отношению к капиталу имущество организации подразделяется на оборотные и внеоборотные активы. К внеоборотному имуществу, отражающему свою стоимость на определенную дату, относятся:

  • основные средства (здания, оборудование, автотранспорт);
  • нематериальные активы (программы, лицензии, изобретения);
  • долгосрочные финансовые вложения (инвестиции в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, вклады, капитальные вложения);
  • отложенные налоговые активы.
  • оборотные активы – это имущество, которое потребляется в одном производственном цикле и списывается ежегодно. К нему относятся:
  • денежные средства (в кассе, на расчетном счете, переводы в пути);
  • средства в расчетах (дебиторская задолженность);
  • материально-производственные запасы (товары, тара, спецодежда, инвентарь);
  • краткосрочные финансовые вложения (инвестиции с периодом обращения меньше 1 года).

Различают движимое, недвижимое имущество, собственный и привлеченный капитал. Пользуясь заемными средствами, компания вполне может приобрести товары или инвентарь, которые будут стоять на балансе без учета источника их возникновения. Поэтому чистая стоимость имущества определяется так: из полной стоимости оприходованного имущества вычитается сумма долговых обязательств фирмы.

Особенности бухгалтерского учета имущества

Регистрация имущества на счетах бухгалтерского учета ведется методом двойной записи, где источники возникновения имущества (пассивы) равны его стоимости (активам). Увеличение источников имущества отражается на счетах 60,66,67,76 (по кредиту), уменьшение – по дебету данных счетов.

Пример:

  • Дт 41 «Товары» - Кт 60 «Расчеты с поставщиками» - приобретены товары;
  • Дт 60- Кт 51 «Касса» - перечислена оплата;
  • Дт 91 «Прочие доходы и расходы» - Кт 41 – отражена выручка от продажи товаров покупателю.

Организация, так или иначе, распоряжается имуществом: продает, передает в производство, списывает по факту износа, использует во вспомогательных видах деятельности. При этом каждая операция отражается в бухгалтерском учете сплошным порядком без изъятий и пропусков.

Инвентаризация

Неправильное отражение имущества может исказить информацию на счетах бухгалтерского учета, что представляет угрозу финансовой безопасности фирмы. Несвоевременные платежи и неверные расчеты часто приводят к штрафным санкциям и конфликтам между учредителями.

Одной из мер, позволяющих контролировать факт соответствия фактической  информации о материальном имуществе с данными, отраженными в документах, является инвентаризация. Она проводится не реже одного раза в три года (для основных средств) и представляет собой визуальную проверку остатков, числящихся на балансе.

Процедура проведения инвентаризации требует квалификации. Для целей сверки может быть привлечено стороннее бухгалтерское обслуживание, которое обеспечит точную организацию процесса и правильное оформление документов. В ходе инвентаризации проводятся подготовительные мероприятия (изымаются приходные, расходные ордера, проверяются весы), собирается комиссия, проводится пересчет и взвешивание имущества.

По результатам процедуры могут быть выявлены недостачи, излишки, пересортица. После подведения итогов руководство вправе обязать ответственных лиц внести в кассу стоимость отсутствующих на предприятии объектов имущества.